Термины и определения в проектном управлении
- Фазовая модель управления проектами (модель фаз)
- Закон Парето или Правило 80:20 или Принцип 80:20
- Фаза “Подготовки”
- Проект
- Идея проекта
- Цель проекта (Smart цели)
- Задачи
- Результат – Количественное и качественное выражение цели. Смотрим пункт измеримость в определении целей по SMART. Результат позволяет определить достижение цели. Является обязательным разделом в проектном заказе.
- Проектная заявка
- Ресурсы
- Руководитель проекта – лицо, которому поручается руководство проектом. Компетенции руководителя проекта регламентируются спецификой предприятия и проекта.
- Справочник по управлению проектами
- Команда проекта
- Руководящая проектная комиссия (РПК) или Совет руководителей
- Стратегия проекта
- Заинтересованные стороны (Стейкхолдер) – лица или группы лиц, интересы которых отражает или затрагивает проект.
- Заказчик – лицо, ответственное за весь проект. Заказчик принимает решения о бюджете и о продолжении проекта. Может остановить проект в любое время.
- Фаза “Структурирование”
- ЗПО анализ – составление списка заданий, полномочий и ответственности участников проекта.
- Матрица ЗПО (пример матрицы ЗПО)
- Матрица компетенций (пример матрицы компетенций)
- Журнал обязанностей – список работ проектной команды
- Структурный план проекта (Project Structure Plan, PSP)
- Планирование сроков и хода работ
- Оценка затрат
- Фаза “Планирование”
- PSP (Project Stricture Plan), Структурный план проекта
- Рабочий пакет – атомарная задача в структурном плане проекта. См. пример рабочего пакета.
- ABC анализ – метод позволяющий классифицировать задачи: A – важные задачи, B – средней важности задачи, C – задачи наименьшей важности
- Сетевой график – изображение работ и зависимостей между ними, часто выражено в графическом виде
- Фаза “Осуществление”
- Контроллинг проекта – мониторинг работ по проекту, анализ результатов, контроль содержания проекта, его расходов и сроков выполнения. Принятие решений и управление изменениями.
- Анализ силового поля – позволяет найти решения проблем, отклонений обнаруженных на этапе контроллинга, и разработать необходимые мероприятия.
- Анализ тренда вех -метод анализа отклонений сроков, основанный на фактических и плановых значениях.
- Конгруэнция – подстройка собеседника под своего партнёра по разговору. Своего рода зеркалирование, как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
- Трансакционный анализ – анализ состояния Я, как передатчика информации, так и приёмника. Трансакционный анализ позволяет следить за разговором, анализировать его направленность, корректировать направление разговора, контролировать конфликтность, направлять в правильное русло.
См. пример трансакционного анализа - Модерация совещания, пример
- управление изменениями – контроль, управление изменениями в проекте.
- управление требованиями – контроль, управление требованиями, как на этапе старта проекта, так и на всём протяжении проекта.
- Фаза “Завершение”
- Система сбалансированных показателей (Balance scored card) – это система управления (а не просто система измерения), которая позволяет организации четко сформулировать планы на будущее и стратегию и воплотить их в реальные действия. Она обеспечивает обратную связь между внутренними бизнес-процессами и внешними показателями, необходимую для повышения стратегической эффективности и достижения результатов. При полном внедрении ССП преобразуют стратегическое планирование из теоретического упражнения в ключевую деятельность предприятия.
- Заинтересованные стороны (stakeholder) – физическое лицо или организация, имеющие права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям (ISO/IEC 15288:2008, ISO/IEC 29148:2011).
- Извлечение уроков (lessons learned) – Мероприятия проводимые в рамках проекта для фиксации новых методик, знаний, ноу-хау. Цель – использовать новые знания в будущих проектах.
- Реинтеграция
Процессы
Как в проекте идентифицируются, контролируются, изменяются процессы