Цель проекта. Smart цели
Цели и задачи проекта
Еще Аристотель определял цель как «то, ради чего»
Цель – это будущее состояние предметной области, к которому, в рамках проекта, стремятся, за счет выполнения активных действий, задач.
Человек, осуществляя целеполагание, создает образ желаемого будущего. Цель – это предвосхищение результата социального действия.
Цели должны отвечать на вопрос “что?”. Что должны получить к концу проекта.
Задачи должны отвечать на вопрос “как?”. Как мы должны действовать, чтобы достичь поставленных целей.
Проекты могут иметь несколько целей и каждая цель набор задач.
Каждая задача должны начинаться с глагола действия, например: подготовить, провести, разработать, создать, сделать, обеспечить, купить, установить, опросить и т.п. Это гарантирует измеримость задачи и возможность её контролировать.
Цель по SMART
Достижение цели зависит от её формулировки, и первый шаг к успеху – правильно сформированные цели.
Концепция SMART целей:
- Specific (конкретная): Цель должна быть конкретной, т.е. описывать, что именно необходимо достигнуть. Например, повысить прибыль компании.
- Measurable (измеримая): Цель должна быть измерима, т.е. описывать в чем или в каких единицах можно будет измерить результат. Например, повысить прибыль компании на 5%.
- Achievable (достижимая): Цель должна быть достижимая. Описывается за счет чего достигается цель и при каких условиях. Например, повысить прибыль компании на 5%, за счет внедрения СЭД, автоматизации внутренних бизнес-процессов и сокращения штата сотрудников на 10% от текущего количества.
- Realistic (реалистичная): Цель должна быть реалистичной. Означает, что достижение целей финансово и технически возможно. Технические и человеческие ресурсы должны присутствовать в достаточном объеме. Особенно следует проверить вопрос имеющегося в распоряжении ноу-хау.
- Timely (ограниченная во времени): Реализация цели должна иметь реалистичную оценку реализации по времени. Указываются ограничение во времени, по истечении которого все задачи должны быть выполнены и цель достигнута.
Пример:
N |
Цель |
Срок |
Команда |
Ожидаемый результат |
Измерение успешности результата |
1 |
Разработка маркетинг ориентированного выхода в интернет – презентация продуктов компании в сети интернете.
|
1 июля –
1 ноября |
Вася
Петя |
Повышение степени известности продуктов компании “X” | Не менее 5 000 посетителей сайта в месяц через пол года, после завершения внедрения сайта в сети интернет. |
2 |
Поиск партнёров по кооперации в сети интернет
|
1 августа –
1 октября |
Иван
Маша |
Продажа продуктов “X” через партнёров, не менее 1% оборота компании. |
Через три месяца после запуска проекта Электронной коммерции рост оборота через партнёров (доля увеличения не менее 5% в месяц). |
Как на основе идеи выявить цели?
Часто у руководства или группы людей есть идея проекта, которую нужно сформулировать в виде целей.
Для определения целей проекта необходимо дать определение, что требуется от проекта и команды:
- Что должно быть сделано?
- Почему это нужно делать?
- Какую пользу должен принести проект?
- Все ли знакомы с этим замыслом?
- Все ли одинаково его понимают?
- Все ли с ним согласны?
- Когда нужно закончить работу?
- Кто является конечным пользователем?
- Какое качество ожидают получить?
- Какая функциональность ожидается?
- Какие средства имеются в распоряжении?
- Кто контролирует достижение успеха и качества, и по каким критериям?
- Каковы минимальные цели?
- Что не должно произойти ни в коем случае?
- Какая работа к проекту не относится?
Два последних вопроса описывают то, что не относится к проекту. Определяя, таким образом, рамки (границы) проекта, а также выявляя задачи, которые не оплачиваются заказчиком.
Отвечая на вышеперечисленные вопросы формируются требования к проекту и целям. Необходимо подходить к ответам в концепции “смарт”, – они должны быть, как минимум, измеримыми.
Измеримость добавляет высокую степень определенности проекта и даёт возможность в будущем контролировать выполнение проект. Отсутствие определённости приведет к спорным ситуациям, а значит к потери времени и риску провала проекта.
Формулируя цели необходимо понимать и принимать во внимание трехмерность проектной работы: Время, Сроки, Содержание. Таким образом, измеримые цели, это цели, которые можно:
- измерить и проверить;
- определить по составу работ;
- определить по срокам, расходам.
Какие вопросы необходимо задать, чтобы сформулировать цели:
- Что нужно достичь?
- Как и с какими расходами должна быть достигнута цель?
- Когда должна быть достигнута цель?
- Каковы приоритеты целей?
- Какие цели зависят друг от друга?
- Какие цели исключают друг друга?
Итогом работы имеем: перечь целей, которые формулируются по SMART.
Пример постановки целей от понятия идея и проблема
Проблемы, которые обуславливают появление проекта:
- замедление роста продаж;
- невозможность торговать круглосуточно;
- сложность региональных продаж, когда клиент не может приехать в офис или магазин компании для ознакомления с каталогом товаров;
- клиентам необходимо посетить магазин для осуществления покупки или сделать заказ по телефону, на что тратиться много времени клиента и оператора;
- сложное взаимодействие с клиентами, поставщиками;
- необходимость реструктуризации компании в сторону проектного управления;
- необходимость оптимизации бизнес процессов компании в сторону упрощения процессов;
- консервативный стиль управления и сотрудников;
- слабая известность компании и её продуктов в интернет;
- сложность поиска партнёров;
- неэффективный маркетинг;
- отсутствие компании в поисковой выдачи поисковых систем;
- высокая стоимость товара.
В рамках разработки новой структуры предприятия и её преобразования необходимо внедрить в систему управления предприятием систему электронной коммерции. На первом этапе реализовать динамическую систему позиционирования товаров компании в сети интернет путём создания интернет сайта с каталогом продукции компании.
Вход в интернет должен:
- Открыть новые варианты для продажи продукции;
- Позволить освоить новый рынок для продажи своих товаров;
- Снизить расходы за счет более эффективного обслуживания клиентов и оптимизации внутренних бизнес-процессов;
- Осуществить торговлю своими товарами и снабжение компании чужими;
- Упростить обмен данными с клиентами или, соответственно, поставщиками;
- Оптимизировать существующие бизнес-процессы – сделать их более экономичными, снизить стоимость;
- Повысить имидж компании;
- Реализовать высокую прозрачность внутренних и внешних бизнес-процессов;
- Предоставить возможность производить покупки товаров компании не выходя из дома;
- Снизить стоимость товара до уровня цен конкурентов и ниже.
Выявление целей
Проблемы в проекте возникают тогда, когда необходимо достичь цели. Нет цели, нет проблемы.
Например, есть цель – улучшить работу сервисно ориентировнной системы, сделать ее более гибкой, предоставить возможность внутренним сервисам механизм общения или оповещения о каких-либо событиях, предоставить возможность системе работать с разными субд.
Задача, по сути, провести рефакторинг архитектуры системы. Мы сталкиваемся с проблемой или проблемами, для которых необходимо найти решения.
Процесс анализа проблемы и нахождения решения:
- Описание проблемы
- Поиск решений
- Оценка решений
- Нахождение оптимального решения
- Уточнение цели на основе найденных решений проблемы
- Формирование задач
Основные признаки неудачи проекта
- Бюджет: проект может не укладываться в рамки запланированного бюджета (или должен быть прекращен, не достигнув поставленных целей, из-за недостаточного финансирования)
- Время: проект может занять время значительно большее, чем запланировано для достижения поставленных целей (или должен быть прекращен до достижения поставленных целей в связи с окончанием намеченного срока)
- Качество: проект может быть завершен в рамках намеченного времени и бюджета, но не удовлетворяет требованиям по качеству (и, таким образом, будет представлять меньшую ценность, чем ожидалось)
Основные причины неудач проектов
В большинстве случаев, проекты не удаются из-за неясных целей или нечетких требований.
Причины неудач проектов и их вероятность наступления:
- 30% – Неясные цели, неясные требования;
- 15% – Отсутствие поддержки руководства;
- 12% – Неудовлетворительные методики и техника управления проектом;
- 11% – Недостаточные ресурсы;
- 10% – Неудовлетворительная квалификация, гибкость, активность;
- 8% – Политика, эгоизм отдельных подразделений, несоответствие уровней компетентности;
- 8% – Отсутствие контроля/мониторинга над проектом;
- 6% – Недостаточная коммуникация/отсутствие обмена информацией;
- 5% – Отсутствие управления изменениями.
Наибольшая вероятность неудачи проекта – плохо определенные, неясные цели и требования. Именно поэтому в рамках управления проектом, необходимо четко определить и точно описать цели проекта.
См. также: