Трансакционный анализ. Пример

С каких личных позиций проявляют реакции отдельные участники беседы?

РП – руководитель проекта

РЧП – руководитель части проекта

Вася, Петя, Ваня, Маша –  члены команды проекта

Роль N Трансакция Комментарий
1.РП не нравится ситуация с ежемесячными отчётами РЧП. Он чувствовал, что совещания, которые проводит РЧП, превращаются в балаган.

РП решил поприсутствовать на одном из совещаний РЧП и его команды.

 

РП 2. Чрез 10 минут после начала одно из совещаний, РП заходит в meeting room, приветствует всех, просит продолжить и говорит, что хочет тихонько послушать идеи и предложения, касающиеся темы совещания. РП осуществил передачу информационного сообщения команде о цели его визита. Состояние взрослого Я.
РЧП 3. Спасибо, я продолжаю РЧП продолжил совещание. Состояние взрослого Я.
РЧП 4. Ваня, повторяю, то что вы предложили, не соответствует суть темы собрания.

Есть ещё желающие высказаться?

Вы, Вася?

  • РЧП -> Ваня: (Родительское -> Детское)
  • РЧП -> группа: Вопрос из Родительского состояния с расчётом в Детское.
  • РЧП -> Вася:  Вопрос из Родительского состояния адресованное конкретному человеку в Детское.
Ошибки модератора:

  1. Обрубает человека, говоря, что предложение не по сути. Нужно более мягко направлять человека на решение вопроса, не унижая его. Используется родительское пристыжающее обращение.
  2. РЧП изначально адресует вопрос группе, но не даёт возможность людям подумать, проявить себя и высказаться, а спрашивает конкретного человека, который потенциально может быть не готов.  Вопрос задаётся из предыдущего родительского состояния Я с учительским уклоном.
Вася 5. Всё зависит от ситуации. Каждый сотрудник должен сам заботиться о получении необходимой информации в рамках его задач.

Подумайте сами, никто не знает, какая информация вам нужна для ваших задач.

Но есть ряд случаев, когда, например РП или РЧП должен предоставить вам информацию, так сказать, сверху вниз.

  1. Вася -> РЧП:  (Взрослое –> Взрослое)
  2. Вася -> РЧП. Фраза «Подумайте сами» переводит ответ из Родительского состояния в Детское. Это завуалированная скрытая трансакция.
  3. Вася -> РП. (Взрослое –> Взрослое) Рассуждение взрослого Я.
В целом, деловое, конструктивное рассуждение.

Сотрудник отвечает непосредственно модератору, т.к. вопрос прозвучал именно ему. Лучше, если бы ответ звучал в сторону группы.

РП 6. Так так… Я думал, что с этим всё нормально. Или?

Я вам напомню, что каждый отчётный период, я высылаю необходимые материалы по статусу проекта.

РП -> Вася.

РП говорит из морализующего родительского Я (Так так… Хочу вам напомнить… Я надеюсь…).

 

РП пытается оправдаться, что предоставление информации, по его мнению, происходит неплохо. И оправдывается он в морализующем родительском состоянии, пытаясь, как бы поставить Васяа на место.

 

РП вмешивается в разговор не по делу. Задача совещания решить вопрос, а не пресечь его на корню и не дать развиться.

Петя 7. Вася, мне не нравится идея добывать информацию самому. Пусть все отделы, люди сами знают, какую информацию нужно предоставлять другим. По регламенту. И ответственность, соответственно, за не предоставление информации будет висеть на них. Петя -> Вася (Взрослое –> Взрослое) Петя пытается рассуждать по проблеме.
Вася 8. Не реально, такого не бывает. Вася -> Петя (Родительское –> Детское). Без каких-либо доказательств Вася показывает, что Петя говорит нереальные вещи, которых в действительности не бывает.

Происходит переход на перекрестную трансакцию, которая должна привести к конфликту.

РЧП 9. Без споров, пожалуйста.

Но, Петя, а действительно, в теории всё ок, а на практике, не понятно, как переложить ответственность на других.

Кто, что думает по этому поводу?

Давайте, Ваня!

  1. РЧП -> Петя, Вася (морализующее родительское -> детское)
  2. РЧП -> Петя (Родительское -> Детское)
  3. РЧП -> команда (Взрослое -> Взрослое)
  4. РЧП -> Ваня (Родительское -> Детское)
  5. Допускается такое состояние. Используется для переноса людей в реальность, для обсуждения темы разговора. Однако в данном примере, люди пытались обсудить именно тему разговора – улучшение потока информации. Именно в этом споре нужно было выявить потребности субъектов в информации и определить, как эту информацию доставлять.
  6. РЧП кидает фразу критикующую Петяа.
  7. РЧП обращается к команде для решения вопроса.
  8. РЧП выбирает Петяу для подключения к разговору, используя учительско-родительский выбор.
Ваня 10. Поверьте , у меня большой опыт работы в компании, и я всегда получаю и сам, при необходимости, добываю необходимую информацию.

И вы правы РЧП, никто не освобождается от ответственности, даже, когда принимаются неправильные решения. Ответственность всегда на том, кто принял решение. И, по моему мнение, сейчас у нас, при новой системе управления проектами, останется всё по старому.

  1. Ваня -> РЧП (приспособленческое детское -> Родительское)
  2. Ваня -> РЧП (Детское -> Родительское)
  3. Ваня соглашается со РЧП
  4. Ваня хорошо рассуждает об ответственности, и трезво-осуждающе делает вывод, что ситуация вряд ли изменится. Он делает трансакцию из Детского состояния в Родительское, говоря, что всё останется по-прежнему, как бы жалуясь на сложившеюся ситуацию. Он, скорее всего, понимает, что последует ответ, поэтому можно сказать, что он произвёл также и скрытую трансакцию из Родительского состояния в Детское РЧП и РП.
РЧП 11.Ваня, про систему управления проектами сейчас никто и ничего не говорит. Тема совещания не о том.

И Вы Ваня, как обычно смотрите, через призму своего старого видения основанного на опыте работы в компании.

Согласны, РП?

 

РЧП -> Ваня (Родительское -> Детское) РЧП выговаривает Шоя, как ребёнка и запрашивает поддержку у РП. На лицо перекрестная трансакция.
РП 12. ВЫ правы РЧП, когда говорите, что обсуждать необходимо тему совещания.

И было бы хорошо, если бы мы начали обсуждать тему совещания на основе противопоставлений.

 

Где сейчас в проекте есть недостаточность информации, Ваня? И что нужно сделать, чтобы избавиться от это ситуации?

  1. РП -> РЧП (скрытая трансакция Родительское -> Детское)
  2. РП -> Ваня (Взрослое -> Взрослое)
  3. РП, даёт понять РЧП, что заниматься надо другими вопросами.
  4. РП обращается к Шою для поиска решения цели совещания, деловой стиль.
РЧП 13. Спасибо РП. Хороший вопрос. Так и поступим. Давайте дадим слово девушкам. Давайте, Маша!
  1. РЧП -> РП (Детское -> Родительское)
  2. РЧП -> Маша (Родительское -> Детское)
  3. РЧП по детски приспособился к выводу РП. РЧП не дал возможность Шою ответить на прямой вопрос РП, разорвав между ними коммуникационную связь.
  4. РЧП обращается к Маша для решения вопроса. Делает это он с восклицанием, по учительски, как Родитель указывает ребенку, что необходимо высказаться.
 

 

Маша 14. По-моему мнение есть проблема с предоставлением информации сверху в низ… Маша  -> РЧП (Взрослое -> Взрослое)

 

Маша делится своим мнением, где именно не ладится с предоставлением информации. Но не успевает договорить, её перебивает РЧП.
РЧП 15. Да ладно! Значит, я вам не даю достаточно информации? Незаслуженный упрёк. РЧП -> Маша  (Родительское -> Детское)

 

РЧП, как родитель отчитывает своего ребенка, показывает Маша, что она не права. Высказывает своё мнение, которого вообще не должно быть. Такой подход приведёт к тому, что цель совещания будет не достигнута.
Маша 16. Нет, РЧП. Здесь всё ок. Я говорю глобально. У нас нет информации о планах, чётких целях и т.п. Куда идёт проект, к чему стремимся, непонятно. Слухи, слухи одни. Маша  -> РЧП (Взрослое -> Взрослое) Конструктивное рассуждение Маша. Можно развить её претензии и обсудить недостаток поступающей информации команде и как-то решить вопрос. Если дальше будет развиваться её идея.
РЧП 17. Повторю, что сказал РП, вы не должны знать всё, что захотите, а только то, что вам нужно для выполнения работы.

Правильно, РП?

РЧП -> Маша  (критическое Родительское -> Детское) К сожалению, мысль Маша не развивается. РЧП опять отчитывает Маша, показывая ей, что не нужно знать того, чего не нужно.

РЧП ищет поддержки у РП.

РП 18. Вы меня не так поняли РЧП. Маша, конечно права, когда говорит, что должна знать о планах, изменениях в проекте и т.п. Сотрудники в праве претендовать на эту информацию.  К тому же она даст им возможность понять, как действовать в тех или иных случаях в рамках их задач.

Правильно, коллеги?

  1. РП -> РЧП (скрытая трансакция Родительское -> Детское)
  2. РП -> команда (Взрослое -> Взрослое)
  3. РП мягко ставит РЧП на место из Родительского заботливого состояния.
  4. РП обращается к команде с вопросом, как решить проблему, с расчётом на развитие дискуссии.
РЧП 19. Да, правильно, РП, я в курсе об этом.

Мне показалось, что Маша сформулировала вопрос слишком обще, без конкретики.

Её комментарий был не корректный после вашего высказывания.

Теперь вы, Петя!

  1. РЧП -> РП  (приспособленческое Детское -> Родительское)
  2. РЧП -> Маша  (критическое Родительское -> Детское)
  3. РЧП -> Петя (Родительское -> Детское)
  4. РЧП приспосабливается к выводу РП.
  5. РЧП опять отчитывает Маша, что она даёт слишком обобщённые формулировки.
  6. РЧП, по учительски, выбирает из группы людей Петяа и передаёт ему слово, как на уроке.
Петя 20. Я составил список мест, где, по моему мнению, есть нехватка информации в проекте. Могу сделать обзор. Петя ->РЧП (Взрослое -> Взрослое) Петя пытается рассуждать по проблеме.
РЧП 21. Может не надо, а то мы слишком конкретизируемся. Что думают другие? РЧП -> Петя (Родительское -> Детское) РЧП явно не хочет решить проблему. Скорее всего, он переживает, что на совещании присутствует РП.

К тому же он высказывает свою точку зрения, что неприемлемо для модератора, он как бы всех подталкивает к нему.

Вася 22. Неплохо бы заслушать. Может полезно оказаться. Вася -> РЧП (Взрослое -> Взрослое) Вася поддерживает выступление Пети.
РЧП 23. Ладно, ок. Петя, докладывайте. Коротенько только, пожалуйста. РЧП -> Петя (Родительское -> Детское) Принуждает Петю высказаться коротко.
Петя 24. Петя рассказывает своё видение, приводит примеры, комментирует. Петя -> группа (Взрослое -> Взрослое)

Вывод по трансакционному анализу

Участники совещания были настроены на решение проблемы, об этом свидетельствует их высказывания из состояния «Взрослого Я», однако им этого не удаётся сделать.

РП также был нацелен на решение проблемы и, с его стороны, следовали направляющие в эту сторону. Однако РЧП умело обрывал все начинания РП.

РЧП провёл всё совещание из Родительского состояния, критикую, морализуя и  осуждая рассуждения коллег.

Весь разговор был насыщен перекрестными трансакциями, которые, по своему определению, ведут к конфликтным ситуациям, не нацеленным на решение проблемы.

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Technorati
  • Digg
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • Сто закладок

Tags: , ,