Мотивация, трансакционный анализ
1. Вопрос мотивации Васи Иванова
Мотивировать к работе и соблюдению дисциплины можно различными способами, важно лишь не оказывать чрезвычайного давления.
- Исчезновении преданности делу объясняется в первую очередь воздействием вышестоящих звеньев на нижестоящие. Вне зависимости от размера компании сотрудники хотят обладать свободой и иметь основания доверять руководству.
Неожиданно, в результате неразрешенного конфликта, его назначают главным по IT-направлению в проекте, даже не поставив в известность.
Сложности: Сотрудник, несмотря на повышения статуса, не чувствует это как признание своего профессионализма, а чувствует неуверенность и то, что его «подставили», так как не описаны цели, ожидания. Задумываясь о значимости своей роли в данной ситуации, он начинает сомневаться в себе.
Пути решения: организовать деловую встречу с участием Филиппа Мустера, Шульца и Васи Иванова, на которой обсудить его новый статус, цели и ожидания руководителей. После встречи объявить проектной команде об изменении состава участников.
- Изменение статуса влечет за собой необходимость развития в сотруднике управленческого потенциала.
Из высказывания КХ: «Все командуют, как хотят»…… «потому приходите вы и хотите какие то отчеты. Регина звонит три раза в день. Ханс Диттер плачется в жилетку, консультанты знают лучше, как работать и нагружают изменениями. Ну и как тут работать?» Сначала он критически противостоял проекту. Он уже видел, какая гора работы свалится на него, а он чувствовал себя перегруженным уже нынешним объемом работ.
Сложности: Сотрудник не обладает достаточными компетенциями и ответственностью, чтобы достигать поставленные цели.
Пути решения: стоит делегировать сотрудники часть полномочий руководителя. Подобный подход мотивирует такого работника, как в его руках будет больше не только возможности , но и ответственности за вверенный ему участок. Он сможет участвовать в определении периодичности сроков получения и предоставления информации, способов ее применения.
- Одним из самых значимых фактором мотивации, является материальная компенсация.
Первоначально КХ должен был работать в проекте 2 дня в неделю, освобождаясь от основной работы. Его 750 евро/сутки (второй снизу) в плане 45 дней рабочих дней.
Сложности: при изменении статуса, обязанностей и задач сотрудник хочет получить «компенсацию» за дополнительные усилия.
Пути решения: Можно воспользоваться материальной мотивацией. Ее используют не так часто, потому что ее воздействие на продуктивность сотрудника IT-отдела не более 2-3 месяцев, а далее бонус воспринимается как часть привычного заработка. Но даже небольшое повышение часовой ставки положительно скажется на настрое сотрудника.
- По отношению к IT- специалистам как людям по большей части высокоинтеллектуального и творческого ума, целесообразнее применять нематериальную систему мотивации.
Из разговора: «Раньше, если была база данных – то большой интерес, а теперь к привязке к центральной базе денных – нет интереса».
Сложности: в первоначальном варианте участия в проекте КХ занимался другими вопросами, помимо проекта, что разнообразило его ежедневную деятельность.
Пути решения Для сотрудника, который заинтересован в профессиональном росте, можно предложить дополнительное обучение. Это обучение может касаться чего угодно, либо той же сферы, в которой он занят, либо в сопутствующей, повышающей эффективность его работы.
- Также одним их ключевых факторов является комфортный психологический климат. Среднестатистический человек проводит намного больше времени на работе, чем дома с семьей. Порой то, что кажется мелочью для одного сотрудника, для другого носит принципиальный характер. Важно создавать комфортные условия работы, что позволит получить максимальную эффективности и максимальную отдачу сотрудников.
Из разговора: «Ну и как тут работать? Я просто хочу, чтобы меня все оставили в покое! Почему никто не понимает этого?».; «А КХ вообще сдержанный тип». Я просто хочу, чтобы меня все оставили в покое! Почему никто не понимает этого?
Сложности: Типичное поведение программиста – все держать в себе, особо не высказываться, копить недовольство.
Пути решения: определить что, когда и как делается, периодически «говорить по душам», давая возможность спускать пар. Тот у кого достаточно времени высказаться и озвучить свое мнение , чувствует свою значимость и быстрее идет на компромиссы.
- Разговор с сотрудником по душам является важнейшим средством для того, чтобы узнать о потребностях сотрудника.
На собрании. Опоздав, тихонько зашел КХ. Пробормотал короткое извинение и тихонько пробрался на задний ряд. Во время собрания зазвонил мобильный – КХ нервозно копался в карманах, шепотом ответил по телефону. Извините, мне нужно уйти и тихонько ушел. Филипп долго думал, как он будет обсуждать вопрос по ИТ, если главный специалист просто взял и исчез.
Сложности: отсутствие «благоустройства» личной сферы жизни сотрудника негативно влияет на его психо-эмоциональное состояние, и внутренние ресурсы не могут быть эффективно использованы.
Пути решения: в укромном месте в спокойном настроении поговорить с сотрудником о его проблемах в семейной/личной/ и т.д. жизни с поисками помощи в решении возникших проблем.
2. Анализ предложенного в задании обсуждения
Модерация
2.1. Организация
2.1.1. Аспект А.
Неожиданный приход (1) вышестоящего руководителя внес напряжение (3), которое не было снято. Усилило напряжение то, что руководитель опоздал к началу Совещания (1) и не был введён в общий процесс(3), а занял позицию наблюдателя (2).
Положительное влияние: То, что руководитель проекта решил лично посмотреть на сложный, с его точки зрения, момент в организации работы проектной команды, характеризует его как человека, который пытается найти причину, а не только разбираться со следствиями.
Отрицательное влияние: группа, не получившая объяснений, зачем пришел руководитель, меньше погружена в процесс работы на Совещании, а тратит часть своего времени на обдумывание, что же стоит за приходом руководства. Неожиданный приход и опоздание г-на Рау нарушило микроклимат группы, который успел сложиться за первых десять минут Совещания, что усилило внутреннее раздражение людей.
Пути преодоления:
- Перед началом Совещания все заинтересованные должны быть информированы о составе участников совещания, повестке дня и регламенте. Насколько это возможно заранее предупреждать участников Совещания об изменениях в составе, повестке дня и регламенте.
- Помехи – на первое место. Г-ну штамму было необходимо «ввести» г-на Рау в общую дискуссию, представив группе нового участника Совещания, обрисовав его роль. Также нужно было сделать краткое резюме по прошедшим десяти минутам, чтобы все были в одинаковых стартовых условиях для эффективной работы. Напряжение могло быть снято какой-нибудь легкой фразой, которая помогла бы группе расслабиться и принять нового члена Совещания.
2.1.2. Аспект Б.
При рассмотрении линии дискуссии хочется обратить внимание на два момента. С одной стороны выделено много времени на дебаты.
Положительное влияние: достаточное время на дебаты даёт возможность разным сторонам открыто выразить свои мнение.
Отрицательное влияние: нет промежуточных результатов дебатов, поэтому участники заняты процессом и не видят результата.
Пути преодоления:
- Дебаты должны быть управляемыми модератором. Вовремя заданные вопросы направят процесс в нужную сторону.
- Визуализация процесса обсуждения – Флоу чарты, графики, схемы – помогут не отойти от линии беседы и отобразят краткую суть обсуждения и договорённостей.
2.2. Модератор
2.2.1. Аспект А.
В предложенной для анализа беседе роль модератора взял на себя руководитель части проекта (РЧП) г-н Штамм. Частично функцию модерации «перехватывал» г-н Рау. вмешавшись в ход беседы (п12). Назревание конфликта между г-ном Штаммом и г-ном Рау (12,18) накаляет обстановку.
Положительное влияние: г-н Рау вернул ход беседы в нужное русло, помог выдержать тему Совещания и организовать дискуссию для эффективного поиска решения.
Отрицательное влияние: г-н Рау не был введён в Совещание, как модератор. Перехватывая инициативу, а тем более вступая в личную дискуссию с модератором , он подрывает авторитет Модератора. Учитывая, что г-н Рау выше по должности, чем г-н Штамм у группы появляется некоторое замешательство в определении «ведущего».
Пути преодоления:
- Для всех участников группы должны быть чётко ясны их роли. Модератор должен соблюдать свои границы, не выходя за них и не показывая своего личного отношения к проблеме и в то же время не отдавая модераторство на откуп одному или нескольким участникам.
2.2.2. Аспект Б.
В рассматриваемой ситуации у г-на Штамма сложная задача. С одной стороны он модератор и соблюдает нейтралитет к происходящему, с другой стороны – он непосредственный участник обсуждаемого процесса. Поэтому периодически у него возникают «перепалки» с членами Совещания (15), в том числи, которые вызваны с событиями, отдалёнными во времени от самого Совещания (11).
Положительное влияние: модератор как никто другой знает суть вопроса. Он вовлечён в суть обсуждаемого процесса во время работы над проектом и владеет достаточно большим объёмом информации по данному вопросу.
Отрицательное влияние: модератор является руководителем сотрудников и его личное отношение к ним за пределами совещания достаточно явно отражается в ходе беседы. Не все участники Совещания в такой обстановке будут открыто высказывать мнение, не совпадающее с мнением руководителя.
Пути преодоления:
- выступая в роли модератора, г-н Штамм должен отодвинуть на задний план свои личные представления и одинаково серьёзно и нейтрально принимать каждого человека и каждое мнение
- Личностные отношения, возникшие до Совещания не должны влиять на ход беседы. Личностные суждения, возникшие у Модератора во время совещания не должны влиять на отношения «руководитель-подчинённый» после совещания.
Только тогда возникнет нейтралитет и возможность открыто высказывать свои мнения.
2.2.3. Аспект С.
Важную роль в процессе модерирования играет личность модератора. Все что в нем происходит, влияет так же на участников. Г-н Штамм напряжён, так как за пределами Совещания у него есть сложные моменты с участниками Совещания в сфере обсуждаемого вопроса (11, 15,17,18). К тому же на Совещании присутствует непосредственный руководитель, который не доволен отчётами г-на Штамма (1).
Положительное влияние: г-н Штамм достаточно уверен в себе, достаточно высокая самооценка
Отрицательное влияние: РП пытается подать себя в роли наблюдателя, ставя под сомнение профессионализм РЧП, что добавляет нервозности.
Пути преодоления:
- Г-ну Штамму необходимо рассмотреть свои вопросы поведения. Напряжённость группы, не конкретность ответов, углубление в рассуждения и эмоции – отражение его внутреннего состояния.
- Научиться отделять эмоции и суть вопроса. Роли модератора и руководителя.
2.3. Управление дискуссией
2. 3.1. Аспект А.
При появлении идеи о более точной и детальной информации, которая могла задеть авторитет г-на Штамма в глазах руководителя (21) г-н Штамм попытался склонить группу к необходимому ему решению о не рассмотрении списка нехватки информации (21). После того, как он был вынужден дать слово, он не дал достаточно времени для высказывания по существу (23,24).
Положительное влияние: модератор старается управлять группой, возвращая ее в нужное русло, прерывая отклонения в сторону и уход от проблемы.
Отрицательное влияние: участник совещания не получает возможность открыто высказать свое мнение. Модератор высказываниями с суждениями пытается формировать мнение группы.
Пути преодоления:
- Модератор должен методично способствовать повышению эффективности группы, собирать новые предложения и провоцировать на необычное. Следует поощрять инициативу участников Совещания и дать возможность высказывать самые неожиданные и незапланированные суждения по теме вопроса, уделяя этому достаточное количество времени и при необходимости производить визуальную фиксацию.
2.3.2. Аспект Б.
Достаточно сложным является вопрос управления конфликтной ситуацией. В данной дискуссии есть несколько конфликтов. Между РП и РЧП (18,19), между РП и участниками совещания (к примеру между РП и г-ном Шой), между членами группы (к примеру г-н Бауманн, г-н Кюн), часть конфликтов «задвигается» на задний план
Положительное влияние: наличие конфликта всегда даёт толчок к развитию, даёт возможность высказать то, что не было высказано ранее.
Отрицательное влияние: переход на личности делает конфликт не продуктивным, конфликт между руководителями на глазах у подчинённых подрывает их авторитет, конфликт между модератором и участником группы – подрывает авторитет модератора и понижает эффективность Совещания. Отложенные конфликты тормозят процесс из-за создания атмосферы общей напряжённости и закрытости суждений.
Пути преодоления:
- В данной ситуации конфликт руководителей можно рассматривать так же как конфликт модератора и члена группы. Конфликт между модератором и любым участником совещания не допустим. Теряется ход дискуссии. Скорее все этим группа хочет отвести процесс от принятия решения. Роль модератора в этой ситуации отстраниться и путём различных методик вернуть группу в рабочее русло.
- Конфликты между участниками не должны подавляться модератором, а должны управляться. Должна быть дата возможность высказаться каждой стороне и по возможности, должно быть найдено компромиссное решение, которое и будет зафиксировано.
Ответственность за действие и руководство.
Вопрос ответственности за действие и руководство особенно явно поднят в пунктах 9,10 дискуссии.
С точки зрения руководителя (в данном случае г-на Штамма) сложно переложить ответственность на других, делегировав ее вместе с заданием. Здесь мы опять сталкиваемся с различными подходами к вопросу. С точки зрения авторов учебника – ответственность должна быть перенесена вместе с поставленной задачей на исполнителя. Но в наших реалиях это бывает крайне редко. Все же за весь проект ответственность ведет РП (или в данном случае за часть проекта соответствующий РЧП).
Ответственность за принятие/непринятие решение и следования решению лежит на лице, принявшим решение. Решение должно приниматься, по-возможности, быстро и на основании достаточной информации. Но оценка степени достаточности информации лежит на руководителе.
Одновременно с этим на каждой участнике проекта лежит ответственность за предоставление информации и ее «добывании» . Ярким примером является г-н Шой, который различными путями может обеспечить себя требуемой информацией.
Для обеспечения эффективного руководства необходимо, чтобы информационные потоки были прописаны и согласованы на старте проекта и по возможности отражены в проектном справочнике или иных устанавливающих документах. Одновременно с этим, участники проектной команды должны обладать открытым подходом для оперативного предоставления запрашиваемой информации в компактном, но достаточном виде.
Трансакционный анализ
Трансакционный анализ |
||||||||||
п/п |
№ в диск. |
Отправитель |
№ в диск. |
Получатель |
возможные последствия |
|||||
Имя | состояние | комментарий | Имя | состояние | комментарий | |||||
1 | 2 | г-н Рау | открытое – взрослый (контролирует), скрытое – родитель (критикует) | открытое – я пришёл как участник совещания, скрытое – я должен вас контролировать, я лучше знаю, как должно быть | 3 | Г-н Штамм | открытое – взрослый (понимает), скрытое – ребёнок (естественное) | Открытое – да, вы участник совещания, очень приятно. Закрытое – состояние протеста против контроля, ощущение бунта | В скрытом проявлении состояний – назревает конфликт, который за внешним спокойствием остаётся “тлеть” | |
2 | 2 | г-н Рау | Родитель (заботливое) | он в данный момент заботится о своих сотрудниках, старается оградить их от неправильных, с его точки зрения, действий | 3 | сотрудники | ребёнок (слушается) | послушное я (лучше не спорить) | Заботливое Я должно внести равновесия, но сотрудникам не хватает информации, остаётся насторожённость, которая со временем может как и растаять сама по себе, так и перерасти в противостояние. | |
3 | 4 | Г-н Штамм | Родитель (Критикующий) | интонации чтения морали. Сотрудничество затрудняется и показывается превосходящая роль начальника | 10 | Г-н Шой | взрослый (понимает, анализирует) | Хороший способ выйти из конфронтации, отреагировав не ожидаемо, из детской позиции, Взрослое я – хорошо подходит для решения проблемы | на переднем плане стоит поиск виновного. Переход к нужной теме надо было делать обезличено или через “я” фразы. для решения проблемы. | |
4 | 4 | Г-н Штамм | Родитель (Критикующий) | просьба высказаться по этому вопросов сотрудников была сделана категорична и без перехода. | 4 | сотрудники | часть группы – ребёнок (остаться пассивным), другая часть – взрослый – искать пути выхода | на позиции взрослого – начнётся поиск решения по сути, на позиции ребенка – обида, протест | Позиция резкого родителя, который все знает, ограничивает сотрудников в выражении мнения, отличного от родительского. Сотрудники боятся сделать ошибку и занимают позицию – не высовываться. | |
5 | 4 | Г-н Штамм | Родитель (Критикующий) | просьба высказаться по этому вопросов сотрудников была сделана категорична и без перехода. | 5 | Г-н Бауманн | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Взрослая реакция расслабляет ситуацию и даёт ей развиваться в продуктивном направлении | |
6 | 6 | г-н Рау | Родитель (Критикующий) | Морализующие фразы “Хочу вам напомнить…”, “Я надеюсь…” – в данном контексте с критическим окрасом | 8 | Г-н Бауманн | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Взрослая реакция расслабляет ситуацию и даёт ей развиваться в продуктивном направлении | |
7 | 7 | Г-н Кюн | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | 8 | Г-н Бауманн | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое=то время есть шанс договориться | |
8 | 9 | Г-н Штамм | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | 9 | Г-н Кюн | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое-то время есть шанс договориться | |
9 | 9 | Г-н Штамм | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | 9 | сотрудники | часть группы – ребёнок (остаться пассивным), другая часть – взрослый – искать пути выхода | на позиции взрослого – начнётся поиск решения по сути, на позиции ребенка – отсидеться, чтобы не вызвать недовольства | на позиции взрослого – начнётся поиск решения по сути, на позиции ребенка – пассивность | |
10 | 9 | Г-н Штамм | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | 10 | Г-н Шой | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое=то время есть шанс договориться | |
11 | 10 | Г-н Шой | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | 11 | Г-н Штамм | Родитель (Критикующий, приказывающий) | позиция – я лучше знаю, как вы должны думать | родительский ответ на взрослые суждения может ослабить желание делиться информацией. | |
12 | 12 | г-н Рау | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | 13 | Г-н Штамм | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое=то время есть шанс договориться | |
13 | 12 | г-н Рау | Родитель (Критикующий) | позиция – я лучше знаю, как вы должны думать | 12 | Г-н Шой | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает), скрытая детская реакция | может быть и бывает детская реакция, когда незаслуженно в чем-то обвиняют, но с позиции взрослого все это проживается внутри и выдаётся в виде разумного выхода информации | переживание детских реакций (скрытое) может позже выйти в конфликт, вызванный различного рода неудовлетворённостей. | |
14 | 13 | Г-н Штамм | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | 13 | сотрудники | часть группы – ребёнок (остаться пассивным), другая часть – взрослый – искать пути выхода | на позиции взрослого – начнётся поиск решения по сути, на позиции ребенка – отсидеться, чтобы не вызвать недовольства | родительский ответ на взрослые суждения может ослабить желание делиться информацией. | |
15 | 13 | Г-н Штамм | Взрослый (собирает информацию) | сбор информации | 14 | г-жа Клайнлайн | Взрослый (собирает информацию) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое=то время есть шанс договориться | |
16 | 15 | Г-н Штамм | Родитель (осуждающий) | Осуждает, что может кому то не нравится и кто-то может иметь мнение, отличное от его | 15 | г-жа Клайнлайн | Ребёнок (оправдывается) | не может иметь свою позицию, отличную от руководителя, а хочется. Поэтому всячески оправдывается | Ограничение суждений, недовольство руководством | |
17 | 17 | Г-н Штамм | Родитель (осуждающий) | Осуждает, что может кому то не нравится и кто-то может иметь мнение, отличное от его | 17 | г-жа Клайнлайн | Ребёнок (слушается, остаётся пассивным) | отличная позиция вызывает агрессию, а это с точки зрения позиции ребенка не безопасно | инициативные высказывания блокируются | |
18 | 17 | Г-н Штамм | Взрослый (собирает информацию) | сбор информации | 18 | г-н Рау | Взрослый (собирает информацию) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое=то время есть шанс договориться | |
19 | 18 | г-н Рау | Родитель (поддерживающий) | своей речью даёт понять, что слышит г-жу Клайнлайн | 18 | г-жа Клайнлайн | Ребёнок (ликует) | Здесь реакция ребенка вполне уместна, так как чуть раньше эта роль была в негативе, а здесь получила удовлетворение и внутренний конфликт завершился | Руководитель дал поддержку сотруднику, восстанавливается климат доверия и близости | |
20 | 18 | г-н Рау | Родитель (поддерживающий) | обращается за поддержкой к группе | 18 | сотрудники | Ребёнок (ликует) | ощущение поддержки даёт ощущение силы и возможностей | Это объединяет группу и даёт стимул к общему развитию | |
21 | 18 | г-н Рау | Взрослый (собирает информацию, анализирует) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | 19 | Г-н Штамм | Взрослый (собирает информацию, анализирует) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое=то время есть шанс договориться | |
22 | 19 | Г-н Штамм | Родитель (осуждающий) | Осуждает, что может кому то не нравится и кто-то может иметь мнение, отличное от его | 19 | г-жа Клайнлайн | Ребёнок (ликует) | у неё есть поддержка высшего руководителя, и у неё есть ощущение, что она “утёрла нос” РЧП | возможен конфликт, потому что из позиции ребенка невозможно постоянно быть обиженным, и, без должной поддержки, роль может ослабнуть или произойти “внутреннее увольнение” | |
23 | 19 | Г-н Штамм | Взрослый (собирает информацию) | сбор информации | 20 | Г-н Кюн | Взрослый (собирает информацию) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое=то время есть шанс договориться | |
24 | 21 | Г-н Штамм | Родитель (Критикующий) | он против этого момента, пытается навязывать свое мнение | 21 | сотрудники | часть группы – ребёнок (остаться пассивным), другая часть – взрослый – искать пути выхода | на позиции взрослого – начнётся поиск решения по сути, на позиции ребенка – отсидеться, чтобы не вызвать недовольства | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое=то время есть шанс договориться | |
25 | 22 | г-н Бауманн | Взрослый (собирает информацию) | сбор информации | 23 | Г-н Штамм | открытое – взрослый (сбор информации), скрытое – родитель (я лучше знаю как делать) | конфликт позиций может вызвать внутренний конфликт, потому что человек не совсем понимает, что он сейчас должен и хочет делать | возможна эскалация конфликта | |
26 | 24 | г-н Кюн | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | 24 | сотрудники | Взрослый (собирает информацию, анализирует, понимает) | Предоставляет чёткую информацию, с я- суждениями, проблемами и задачами по сути, без эмоций | Диалог идёт на одном уровне, поэтому через какое=то время есть шанс договориться | |
Комментарии:
Г-н Рау: он является руководителем проекта. Его высказывания делаются то с позиции взрослого, то с позиции родителя. Выбор этих позиций обусловлен тем, что с одной стороны он должен давать поддержку и опору команде, с другой стороны – эффективно решать поставленные задачи, собирать и анализировать информацию, принимать решения.
Г-н Штамм: чаще всего занимает две позиции – взрослого и родителя (критикующего и поучающего). Для роли модератора позиция родителя не является эффективной, так как он должен быть нейтральным к разным позициям. В данном случае наложилось внутреннее состояние человека – немного взвинченное и уязвимое. Поэтому иногда даже проскакивали реакции детской части – обиды и непонимания.
Г-н Бауманн, г-н Кон, г-н Шой: насколько это было возможно говорили из взрослого состояния, но так как модератор периодически обращался к ним с позиции родителя, им стоило некоторых усилий не реагировать с позиции ребенка.
Г-жа Клайнлайн: чаще занимала позицию ребенка, хотя была готова общаться и с позиции взрослого. По под натиском родительской позиции сдавалась.
Г-н Редлих: занял пассивную позицию ребенка – не трогают и хорошо.
Сотрудники (как группа, управляемая модератором) – группа в целом выдавала две позиции – либо была готова к продуктивному сотрудничеству, либо в момент давления или непонимания занимала детскую позицию.
Серьёзные переговоры и дискуссии должны идти с позиций взрослого Я. Эта позиция исходит из анализа и оценки настоящей реальности, здесь и сейчас. Собирается и анализируется информация, принимается деловое решение. Благодаря этому состоянию возможно кооперативное сотрудничество. Для создания тёплой и поддерживающей атмосферы