Опыт реализации проектов интеграции медицинских и лабораторных информационных систем на нескольких примерах
Hospital and laboratory information systems integration – a case study
Г.Д. Копаница, Семёнов И.А.
Копаница Г.Д., кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления, Института Кибернетики, Национального Исследовательского Томского Политехнического Университета; Доцент томского государственного архитектурно-строительного университета e-mail:georgy.kopanitsa@gmail.com
Семенов И.А., Кандидат технических наук, Директор департамента информационных технологий. Лабораторная служба «Хеликс» e-mail:ilia.semenov@gmail.com
Kopanitsa Georgy. Institute of Cybernetics, Tomsk Polytechnic University, Tomsk State University of Architecture and Building
Semenov Ilia. IT director, Helix Laboratory Service
Аннотация
Автоматизированный обмен структурированными данными между лабораторной службой и медицинской организацией повышает эффективность процесса при проведении исследований. В статье рассматриваются три типовых проекта по организации обмена данными между медицинскими и лабораторными информационными системами (МИС и ЛИС). Сравниваются различные варианты реализации решений и делаются заключения об их эффективности.
Ключевые слова: интеграция, МИС, ЛИС, обмен данными
Abstract
Structured data exchange between laboratory services and clinics increases the efficiency of the laboratory testing. The paper presents a case study of three common integration projects that develop hospital information and laboratory information systems (HIS and LIS) data exchange solutions. We compare different variants of projects’ implementation and provide recommendations on what methods are the most efficient.
Key words: integration, HIS, LIS, data exchange
Введение
Автоматизация обмена данными между медицинской организацией и лабораторной службой позволяет повысить эффективность процесса лечения, а именно: сократить издержки на сортировку биоматериала и предварительную аналитику, сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором. В целом обмен структурированными медицинскими данными позволяет обеспечить ведение полной интегрированной электронной медицинской карты (ЭМК) пациента, обеспечивая процесс непрерывной медицинской помощи [2; 3]. В обмене данными участвуют следующие заинтересованные стороны: лабораторная служба, медицинская организация, пациент, государственные службы системы здравоохранения
Средняя продолжительность стандартизированного интеграционного проекта составляет около 1 месяца. Каждый проект требует слаженной работы 3х организаций:
- Лабораторная служба
- Постановка задач разработчику медицинской информационной системы (МИС);
- Составление соответствия номенклатур;
- В некоторых случаях, разработка для соответствия специфике контрагента;
- Настройка модуля интеграции лабораторной информационной системы (ЛИС);
- Валидация тестовых заказов.
- Разработчик МИС
- Разработка логики взаимодействия с ЛИС.
- Медицинская организация
- Постановка задач;
- Обучение персонала.
Этапами типового интеграционного проекта являются следующие:
- Планирование проекта;
- Определение процесса обмена данными;
- Маркировка биоматериала;
- Определение набора данных для обмена;
- Определение метода сопоставления номенклатур.
- Реализация проекта.
- Сопоставление номенклатур;
- Реализация интеграционного решения;
- Тестирование;
- Запуск решения в эксплуатацию.
В статье рассматривается несколько типовых вариантов данного проекта по разработке интеграционного решения между медицинской и лабораторной информационными системами. По результатам реализации делается заключение о плюсах и минусах различных реализаций, даются рекомендации по планированию и разработке интеграционных решений.
Методы
Для исследования были выбраны три типовых проекта лабораторной службы:
- Проект 1. Крупная частная поликлиника.
- Проект 2. Сеть мелких частных поликлиник.
- Проект 3. Крупный частный стационар.
Были выявлены основные различия проектов. Каждый проект был классифицирован по следующим параметрам:
- Способы маркировки биоматериала;
- Метод сопоставление номенклатур;
- Определение набора данных для обмена;
- Определение формата обмена данными.
Также были описаны остальные этапы типового проекта по интеграции, общие для всех проектов.
Результаты
Маркировка биоматериала
Существует несколько подходов к маркировке биоматериала, которые можно классифицировать по двум параметрам: способ получения штрих-код (ШК) этикетки и место маркировки биоматериала. По способу получения штрих-код этикетки, различают два способа: печать ШК этикетки средствами МИС и получение готового ШК этикетки от лабораторной службы. У каждого из этих способов есть преимущества и недостатки, которые представлены в таблице 1. При получении ШК этикетки от лабораторной службы, после маркировки контейнера с биоматериалом номер ШК сканируется для добавления номера контейнера к заказу.
Таблица 1. Способы маркировки биоматериала
Способ получения ШК этикетки | Плюсы | Минусы |
Печать из МИС | Контроль со стороны МИС за процессом маркировки.Простота работы с несколькими лабораторными службами. | Необходимость покупки термопринтера для печати ШК.Необходимость разработки логики печати и настройки печати ШК по требованиям лабораторной службы. |
Получение от лабораторной службы | Не требуется разработка логики печати на стороне МИС.ШК этикетка предоставляется лабораторной службой, что упрощает работу при изменении формата ШК в лабораторной службе. | При работе с несколькими лабораторными службами необходимо отслеживать какой контейнер куда будет направлен. |
Сопоставление номенклатур
Сопоставление номенклатур – одна из самых ответственных работ на начальном этапе проекта. Сложности возникают обычно, когда требуется сопоставить комплексные исследования. Разные подходы имеют как свои плюсы, так и минусы. Сопоставление на основе номенклатуры МИС потребует поиска наиболее точного соответствия исследования в лабораторной системе. Возникнут проблемы при сопоставлении комплексных исследований, либо когда одному комплексному исследованию МИС соответствуют части нескольких комплексных исследований ЛИС. Также сопоставление на основе номенклатуры МИС требует от сотрудников лабораторной службы постоянного отслеживания изменения номенклатуры МИС для поддержания сопоставления в актуальном состоянии. Сопоставление номенклатур на основе номенклатуры ЛИС создает дополнительную нагрузку на персонал медицинской организации. Наиболее оптимальным вариантом является использование обоими сторонами общепризнанных номенклатур, таких как Logical Observation Identifiers Names and Codes (LOINC) [1] либо использования таблицы соответствий номенклатур ЛИС и МИС со стандартной номенклатурой (канонической моделью). К сожалению, в настоящее время в России нет общепринятой практики использования LOINC в качестве стандартной номенклатуры, но в данном обзоре все равно хотелось бы обсудить некоторые ее плюсы и минусы (таблица 2).
Таблица 2. Способы сопоставления номенклатур
Способы сопоставления номенклатур | Плюсы | Минусы |
МИС | Снижение трудозатрат разработчика МИС.Работа с привычными кодами для сотрудника медицинской организации. | Необходимость сопоставления номенклатуры лабораторной службой. |
ЛИС | Однозначное соответствие заявленного исследования, выполняемому лабораторией. | Необходимость сопоставления номенклатуры медицинской организацией. |
LOINC | Простота досопоставления при необходимости.Возможность обмена данными с другими заинтересованными сторонами, в том числе международными. | Необходимость сопоставления номенклатуры медицинской организацией. |
Определение набора данных для обмена
Набор данных для составления электронного заказа на лабораторное исследование варьируется от минимально возможного до наиболее полного. К минимальному набору данных можно отнести: список контейнеров с биоматериалом, тип биоматериала и список требуемых исследований. Однако, для корректного проведения многих исследований требуется дополнительная антропометрическая информация. Многие МИС не поддерживают динамическую генерацию экранных форм, что делает невозможным ввод дополнительных данных, требуемых для проведения исследования. В таком случае эти данные могут быть переданы в лабораторную службу на бумажном носителе, или введены при помощи программного обеспечения лабораторной службы после регистрации заказа. Такое положение дел создает дополнительную нагрузку на персонал МО и лабораторной службы, но в то же время все равно повышает эффективность процесса обмена данными по сравнению с бумажными носителями.
Определение формата обмена данными
Различные МИС поддерживаю различные форматы обмена данными. Среди основных форматов можно выделить XML, JSON и pdf. Если первые два формата позволяют работать со структурированными данными, то использование pdf позволяет лишь просматривать и печатать результаты лабораторных исследований.
Формат данных определяет структуру класса данных, передаваемую между системами. Унифицированный формат данных основанный на динамических элементах, позволяет реализовать гибкие интерфейсы обмена данными между разнородными информационными системами.
Настройка инфраструктуры лабораторной службы
После определения основных параметров производится настройка инфраструктуры лабораторной службы в соответствии с параметрами интеграции. В зависимости от протокола подключения производится настройка шлюза интеграции, настраивается безопасное соединение между системами, устанавливаются параметры обратной связи для отправки ошибок, реестров заказов, загрузки, выгрузки данных, включая выгрузку заключений врача, генерируемые интеллектуальной экспертной системой.
Постановка задачи по разработке интеграционного решения
Разработкой интеграционного решения занимается компания-производитель МИС. Сейчас на рынке появляются стандартные API от лабораторий, упрощающие разработку, однако, в любом случае, от лабораторной службы требуется полная и четка постановка задачи. Для этого желательна разработка типового технического задания с определением процедуры, протокола, формата и состава данных для обмена. Техническое задание должно также включать раздел по обработке ошибок обмена данными.
Тестирование
Тестирование производится путем:
- формирования и отправки тестовых заказ в лабораторную службу для анализа корректности структуры, полноты и корректности данных заказа.
- Получение структурированного ответа по каждому заказу – результаты тесов.
- Получение сопоставленной номенклатуры, справочников.
- Получение от ЛИС заключений врача.
- Проверка работы МИС и ЛИС на исключающие ситуации.
Опытная эксплуатация
На этапе опытной эксплуатации производится тестовая отправка и регистрация биоматериала в лабораторной службе для выявления проблем с корректностью составления электронных заказов и идентификации биоматериала.
Коммерческая эксплуатация
При переходе к коммерческой эксплуатации основная задача как лабораторной службы, так и разработчика МИС состоит в отслеживании изменения номенклатуры и соответственно их досопоставления.
Общая характеристика проектов
В таблице 3 приведена сравнительная характеристика исследованных проектов Проект 1. Крупная частная поликлиника
Проект 2. Сеть мелких частных поликлиник
Проект 3. Крупный частный стационар
Таблица 3. Сравнительная характеристика проектов
Проект | Маркировка | Сопоставление | Набор данных | Формат данных |
1 | МИС | МИС | Полный | XML |
2 | ЛИС | МИС | Минимальный | |
3 | ЛИС | ЛИС | Полный | XML |
Далее были проанализированы проблемы и преимущества различных подходов. Из представленных проектов самые большие сложности реализации были выявлены в проекте 1 из-за сопоставления номенклатур на основе справочника МИС. Особенную сложность представляло отслеживание соответствия номенклатур из-за изменений на стороне МИС. Проект 2, не смотря на ограниченный набор передаваемых данных, оказался весьма эффективным. Сложности возникли при расширении номенклатуры исследований, когда лаборанты уже не могли помнить соответствие номенклатур и прибегали к помощи справочника, что замедляло оформление заказа. Также замедляло процесс необходимость ручного ввода дополнительных параметров исследования. Использование формата pdf для выгрузки результатов исследований не допускает их дальнейшей обработки, однако исключает ошибки на стороне МИС при формировании отчетов. Самым эффективным из исследуемых проектов оказался проект 3. Сопоставление на базе ЛИС и маркировка ШК-этикетками, предоставляемыми лабораторной службой, позволили сделать процесс эффективным и нечувствительным к изменениям. Стоит также отметить, что в рамках проекта 3 формировалось наибольшее количество заказов в день.
Обсуждение
Обмен структурированными медицинскими данными с возможной привязкой их к международным номенклатурам, таким как LOINC, позволяет повысить эффективность процесса выполнения лабораторных исследований. Все участники процесса получают различные преимущества от реализации интеграционного решения, а именно:
• Лабораторная служба
– Сокращение издержек на сортировку и предварительную аналитику
– Сокращение человеческого фактора
– Ускорение выполнения заказа
• Медицинская организация
– Уменьшение нагрузки на медицинский персонал
– Полнота ведения ЭМК
– Отсутствие двойного ввода данных
• Пациент
– Оперативное получение результатов
– Возможность использования инструментов pHealth
К общим преимуществам (общественному благу) можно отнести следующее:
– Обеспечение непрерывной медицинской помощи
– Упрощения биллинга
– Прозрачность взаимодействия
Заключение
В статье представлен анализ опыта реализации проектов интеграции медицинских и лабораторных информационных систем. Показаны преимущества и недостатки различных подходов к реализации проектов.
Список литературы
- Kopanitsa G. Mapping Russian Laboratory Terms to LOINC // Stud Health Technol Inform. 2015. Т. 210. — C. 379-83.
- Kopanitsa G., Yampolsky V. Application of ISO 13606 Archetypes for a HIS-LIS integration // Stud Health Technol Inform. 2015. Т. 210. — C. 1018.
- Thomas K.G. Transitions of Care in Continuity Clinic-Lessons Learned and Next Steps // J Gen Intern Med. 2015.