Сравнительный менеджмент: Американская и Японская культуры

Как проводить совещания с партнёрами разных стран и культур? Далеко ходить не нужно, сравнительный менеджмент – наука, изучающая различия в национальных моделях менеджмента в контексте культурно-институциональных особенностей стран и регионов.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми. Цель – достичь понимание в обмениваемой информации.

Ниже приведена таблица различий американской и японской культур, которые необходимо учитывать, если вы собираетесь проводить совещания с партнерами одной их этих стран.

Американский Японский
Религия
Бог един Множество богов и духов
Отсутствие обрядов и ритуалов Множество ритуалов
Материальные ценности Духовные ценности
Стремление к признанию Достижение гармонии с миром
Либерализм Строгость нравов
Рационализм Мудрость
Гуманизм Мир во всем мире
Язык
Простой для изучения Крайне сложный язык
Буквенная письменность Иероглифы
Четкие ответы Философские ответы
Одинаковые формы речи для полов и статусов Различные формы речи для полов и статусов
Однозначность слов Многозначность слов
Важна словесная информация Важна интонация
Подходит для бизнеса Подходит для размышлений
Менталитет
Индивидуализм и коллективизм
Индивидуализм Коллективизм
Свобода личности Зависимость от группы
Ценность личности Ценность статуса
Стремление выделиться Желание быть как все
Прямолинейность и учтивость
Прямолинейность Уклончивость
Бесцеремонность Вежливость
Открытость в намерениях Туманность утверждений
Четкие «да» и «нет» Нет точных обозначений «да» и «нет»
Решительность, самоуверенность Решения принимает группа
Иерархичность и эгалитаризм
Эгалитаризм Иерархия
Равные отношения Отношения подчиненности
Ценность прав Ценность обязанностей
Либерализм Консерватизм
Нет различных местоимений «ты» и «вы» при обращении к другому надо перечислить все имена и титулы собеседника
Энергичность и умиротворенность
Энергия Умиротворение
Оптимизм Стремление к гармонии
Отношение ко времени
Линейно Концентрично
Время – деньги (ресурс) Время привязано к обстоятельствам
Моноактивность американской культуры Среднее положение между поли- и моноактивностью
Точность и пунктуальность Нет понятия «deadline»
Нацеленность на быстрый результат Нацеленность на долгосрочные деловые отношения
Разговор о сути дела Долгое подведение к теме, затем затянутое обсуждение решений
Скрытность и  деловое общение Стремление наладить дружеский контакт
Отношение к работе
Работа – это средство; инструмент получения дохода Работа – это жизнь; процесс несения обязательств перед обществом
Работа – полезность для работника Работа – благо для группы
Нацеленность на результат Нацеленность на процесс
Различия в деловых культурах
Конкуренция – двигатель прогресса Нацеленность на сотрудничество
Акционеры владеют компанией Компания принадлежит работникам
Все важные решения принимает Ген.директор Большая самостоятельность подразделений
Решение принимает личность Решения принимаются коллективом единогласно
Индивидуальная ответственность Коллективная ответственность
Должность определяют достижения Должность определяет стаж
Зарплата зависит от выполненной работы Зарплата зависит от должности
Ориентация на краткосрочную перспективу (планы на 1-5 лет) Ориентация на долгосрочную перспективу (планы на 5-15 лет)
Централизованная структура управления Децентрализованная структура управления
Руководитель – профессионал узкого профиля Руководитель – профессионал широкого профиля
Компания принимает работников в течение всего года Компания принимает работников только в апреле
Свободный стиль одежды Консервативный стиль одежды

Особенность американцев, как потребителей

  1. Легко внушаемы, поддаются уговорам;
  2. Требуют к себе большого внимания, привыкли к назойливой торговле;
  3. Ждут индивидуального отношения к себе;
  4. Любят всё новое, современное, совершенное;
  5. Активно ведутся на скидки: «sale – what a wonderful word!».

Американец – это квалифицированный потребитель, желающий получить все самое лучшее, но по сниженным ценам; уверенный в собственном превосходстве и благосклонно относящийся к рекомендациям авторитетных лиц.

Культурные риски

Различия проявляются в различном отношении к следующим понятиям:

1) Использование времени – существует две группы:

  • монохромные;
  • полихромные.

2) Отношение к природе  – три группы:

  • рассматривают окружающую среду или природу как подчиненный человеку объект и как источник для удовлетворения его потребностей;
  • отношение человека к природе как подчиненного субъекта (все, что происходит с человеком из-за природных явлений – это судьба);
  • рассматривают человека как часть природы и стремятся создать наиболее гармоничные отношения человека и природы.

3) Межличностные отношения – деловые отношения между представителями различных культур, сказываются на эффективности деятельности ТНК – принято характеризовать 4 параметрами, предложенными Гертом Хофстеде:

  • индивидуализм/коллективизм;
  • дистанция власти;
  • мужественность/женственность;
  • избежание неопределенности.

Этапы проведения переговоров

  • Анализ
    • Сбор информации;
    • Анализ проблемы;
    • Определение интересов,
  • Планирование;
    • Выбор стратегии;
    • Анализ альтернатив;
    • Выбор критериев и аргументов.
  • Дискуссия;
  • Исполнение и контроль.
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Technorati
  • Digg
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • Сто закладок

Tags: